Реставрация ЭБУ АКПП (TCU)

      В этой статье мы опишем и покажем как реставрируются электронные блоки управления АКПП в нашей фирме «MMC-EXCLUSIVE» на примере MD740500 и MD740504 (MITSUBISHI SIGMA) и MD740498 (MITSUBISHI DIAMANTE). Аналогично реставрируются и MD739226, MD752754, MD752525, MD752526, MD752756, а так же чуть свежей версии на два разъема MD754098, MD754099, MD754100, MD754101 и мн. др. SIGMA, DIAMANTE, GALANT, LANCER.

      Одной из причин поломки может быть:
- попадание влаги

- замыкание в проводке

- перезаряд генератора

- большой срок эксплуатации (больше 12 лет).

И так, обо всем  по порядку.

 

При попадании влаги в блок управления АКПП (TCU) ее нужно срочно удалить, если это не сделать вовремя начнется процесс разрушения дорожек печатной платы. Если процесс начался и печатная плата сильно пострадала, смысла в ремонте такого блока управления нет.
Другой причиной выхода из строя ЭБУ является замыкание в проводке:

 

1

 

Замыкание в проводке может быть следствием:
- ДТП
- старости изоляции проводки
- низкой квалификации мастеров, которые занимались ремонтом данного автомобиля.

Ремонт блока управления в данном случае может быть разного типа сложности:

- от замены ключей управления соленоидами переключения передач (простой ремонт)

- до замены микропроцессора MH6111 (в более свежих MH6211), микросхемы памяти с прошивкой и расширителя портов E303 и т.д. (более сложный).
  Но чаще всего к нам в ремонт попадают ЭБУ из-за большого срока эксплуатации (более 12-15 лет) или, что очень редко, от перезаряда генератора.
Рассмотрим пример, что же происходит с ЭБУ после 12 лет эксплуатации:
Для эксперимента мы предложили хозяину автомобиля Mitsubishi Sigma сделать Т.О. блока управления АКПП. Для этого сняли блок управления им оказался MD740504
вскрыли крышку:
2

На вид вроде все в порядке и жалоб у хозяина на работу автомата не было, но опытный глаз мастера видит, что под большим конденсатором 100 Мкф 16В есть следы коррозии

3

 

Выпаиваем конденсатор и вот что мы видим на печатной плате под ним:

4

 

Еще пару недель и ЭБУ вышел бы из строя. Электролит, который начала вытекать из конденсатора повредила токопроводящие дорожки печатной платы, но в данном случае еще не до конца и блок управления легко можно было спасти путем замены конденсатора и восстановлением дорожки. Что и было сделано:

5

 

Закрыли крышку, установили  ЭБУ, машина уехала.
Этот случай закончился так благополучно благодаря большому опыту работы нашей фирмы. Далее в нашей статье будет описано, что могло произойти, если бы мы не предложили хозяину машины заменить этот конденсатор:

И так поступили заявки на ремонт блока MD740500 (Mitsubishi Sigma) и MD740498 (Mitsubishi Diamante). Симптомы одинаковые машины едут в аварийном режиме на 3-й передаче. Т.е. включаем режим «D» и начинаем трогаться с 3-й передачи. Машина плохо стартует и следствие этому  большой расход топлива. Кроме того ездить так долго нельзя, выходит из строя сама коробка передач. Этот аварийный режим предусмотрен инженерами  для того, чтобы доехать до ближайшего автосервиса своим ходом.

Так выглядел блок управления АКПП Sigma:

6

 

Конкретно на нем и остановимся. Для начала открываем крыши блоков:

7

На печатной плате автомобиля Sigma и Diamante под конденсатором видно невооруженным глазом повреждение деталей и дорожек из-за вытекшего электролита из конденсатора:

9

 

На микропроцессоре MH6111 в центре видно темное пятно то же самое видно и на расширителе портов M60011-0131J (E303) – это следствие сильного нагрева микросхем.

 

10 11

 Иногда в место пятна в центре микросхемы можно видеть бугорок на MH6111, а на  E303 трещину, но бывает, что не видно следов повреждения при этом обе микросхемы сгорели. В любом случае, если блок перестает работать по причине потека конденсатора,  первым делом сгорает Е303, микроконтроллер и микросхема памяти более стойкие к повышению напряжения.
Почему же так происходит из-за какого-то конденсатора??? Инженеры которые проектировали этот блок, вероятно смотрели далеко в перед, и расположили дорожки так, что при выгорании плюсовой дорожки под конденсатором выходит из строя стабилизатор 5 Вольт. В следствии, неправильной работы стабилизатора, микросхемы сгорают от перенапряжения. Происходит это быстро в считанные секунды. Поэтому когда мастера начинают искать причину достаточно включить зажигание и подержать его немного включенным. Затем ЭБУ попадает к нам так же как эти, о которых пишется данная статья.

Теперь непосредственно о самом ремонте:
Первый шаг нужно устранить неисправность стабилизатора 5В. Это нужно сделать до замены микросхем иначе они опять сгорят при проверке блока  на стенде, если стабилизатор по-прежнему будет неправильно работать. И так выпаиваем все, что визуально сгорело. В том числе сгорел и выходной  силовой транзистор в схеме стабилизатора это было видно при визуальном осмотре (справа от центра трещина):

12

 

Реставрируем стабилизатор путем замены конденсатора, силового транзистора,  восстанавливаем дорожки, при необходимости меняем резисторы, которые пострадали от коррозии на новые. По завершению подаем питание на разъем ЭБУ 12В и проверяем работу стабилизатор. На выходе должно быть стабильно 5В.
Так выглядит печатная плата на данном этапе:

13

 

При более детальном осмотре под микроскопом и контрольных замерах прибором список сгоревших деталей оказался  вот таким:
14

 

Самая ценная среди них это микросхема памяти с наклейкой  «M731a» это и есть прошивка. За долгие годы ремонта блоков управления фирмы Mitsubishi (а это с 2000 г.) нами было считано много различных прошивок с рабочих блоков. Поэтому берется чистая микросхема памяти и программатором записывается в нее M731a, хранящаяся у нас в базе данных. В других наших статьях по ремонту моторных ЭБУ нашими коллегами, с которыми мы сотрудничаем,  были разработаны и описаны замены MH6111 и E303, но в ремонте данного блока необходимы  только оригинальные версии микросхем. Соответственно заказываем у поставщиков  MH6111, E303 и M402A или выпаиваем с других блоков, которые восстановлению не подлежат:

15

 

Микросхемы профессионально припаиваются  на плату. Полностью готовый вариант ЭБУ, сначала проходит тест на спец. стенде, затем более детально на авто, тщательно проверяя, как переключается каждая передача в ходу. Последним этапом печатная плата с двух сторон покрывается спец. лаком как по заводу:

16 17

 

На фото видно и качество пайки с обратной стороны печатной платы, как на заводе Mitsubishi.
 

Заключительным этапом является восстановление корпуса ЭБУ. После реставрационных работ его приятно держать в руках, создается впечатление новой детали, ничем не отличающейся по качеству от новой, которая стоит во много раз дороже.


18

 

Качество разъема:


19

 

Наш скромный автограф))):

 

20